Аттестация работников — 5 этапов проведения аттестации

В рамках данной статьи рассматриваются актуальные и эффективные виды аттестации персонала. Большинство предпринимателей и руководителей фирм поняли, насколько важной является постоянная оценка качества работы сотрудников и поэтому регулярно проводят подобные мероприятия. Как из простой формальности превратить аттестацию в инструмент повышения качества работы персонала и увеличения прибыли — читайте ниже.

Зачем нужна аттестация персонала

Всего 10-15 лет назад понятие «аттестация» персонала касалась в основном только государственных учреждений. Но в настоящее время большинство руководителей частных компаний и организаций поняли, что при правильном подходе этот инструмент способен увеличить их прибыль и обеспечить лидерские позиции на рынке.

Аттестацией персонала в широком смысле называют проверку профессиональных качеств работников, их трудовых умений и навыков, компетентность и общий уровень развития. По итогам такой проверки руководитель компании может принять решение о поощрении или повышении сотрудника или наоборот, о необходимости организовать для него повторное обучение или вовсе расстаться.

Методы аттестации персонала в организации разнообразны и должны быть адаптированы под конкретные требования фирмы. Главная цель аттестации — проверить, соответствуют ли работники занимаемой должности, оценить, кто достоин повышения, найти слабые места в кадровом резерве и преобразовать их.

image Аттестация персонала способна увеличить прибыль и обеспечить лидерские позиции на рынке

Какие разновидности проверки персонала существуют

Можно выделить несколько основных разновидностей аттестации:

  1. Регулярная, периодическая или очередная. Такой вид проверки проходят все работники раз в два-три года. Позволяет оценить, насколько сотрудник соответствует своей должности, как справляется с работой и достоин ли повышения.
  2. При переводе на новую должность, в новое структурное подразделение или при повышении. Задача такой аттестации — выявить, справится ли работник с новыми обязанности, имеет ли квалификацию для более ответственной должности.
  3. После завершения испытательного срока. Главная цель – проверить, готов ли испытуемый к выполнению всего объёма работы, усвоил ли принципы работы компании и насколько замотивирован на труд.

Какие функции выполняет аттестация

При грамотном подходе к оценке персонала можно решить несколько задач. Представление о том, что аттестация только выявляет соответствие работников занимаемым должностям в современных условиях должны давно уйти в прошлое. Дело в том, что в рамках этого мероприятия можно решить гораздо более широкий круг задач:

  1. Диагностика профессиональных качеств испытуемых.
  2. Прогнозирование кадровых изменений, выявление потенциала у отдельных сотрудников, изменение штатного расписания на основе новых данных.
  3. Коррекция подхода отдельных сотрудников к работе.
  4. Мотивация сотрудников развиваться, создание условий для здоровой конкуренции.

Весь комплекс этих задач позволит руководителю выстроить работу организации максимально продуктивно, создаст в коллективе атмосферу взаимопомощи и здоровой конкуренции, поможет лучше узнать каждого работника и использовать его потенциал во благо фирмы.

image При грамотном подходе к оценке персонала можно решить несколько задач

Особенности проведения аттестации

Аттестация персонала как метод оценки персонала наиболее эффективна, когда проводится с соблюдением нескольких важных рекомендаций:

  1. График аттестации должен быть утверждён руководителем заранее, а сотрудники своевременно оповещены о предстоящей проверке. Аттестация не должна быть неожиданностью, ведь её цель не напугать работников, а оценить их компетентность. Её не следует путать с текущими проверками качества работы, которые можно проводить без предупреждения и в том числе тайно (например, через тайных покупателей). Аттестация — более широкое и комплексное мероприятие, задача которого не только проверить качество работы, а оценить весь профессиональный потенциал работника.
  2. Работникам должен быть предоставлен избыточный перечень материалов для подготовки к проверке и, по возможности, типовые задания.
  3. К аттестации не надо подходить формально и проводить её «для галочки». Перед началом мероприятия руководитель должен установить цель и задачи проверки, а после завершения — подвести итоги и провести соответствующие кадровые изменения.
  4. Для каждой организации нужно подобрать оптимальные методы проведения проверки компетентности персонала. Очевидно, что для компаний с разными направлениями деятельности необходимы разные походы к оценке профессионализма сотрудников.
  5. В основе любой проверки должна лежать объективность. Личные взаимоотношения не должны никаким образом влиять на проверку профессиональных качеств.

В какой форме лучше всего провести проверку

Однозначного ответа на вопрос, в какой именно форме следует проводить аттестацию, не существует. Дело в том, что при выборе формы нужно учесть специфику работы фирмы. В настоящее время основными формами являются:

  • тестирование;
  • собеседование с руководителем или представителем отдела кадров;
  • собеседование с аттестационной комиссией;
  • комбинированная форма (объединяет два или все три предыдущих варианта).

Наиболее распространённой формой является коллективное собеседование. Его преимущество состоит в возможности дать наиболее объективную оценку профессиональным качествам сотрудника, задать ему лично любые вопросы, оценить коммуникативные навыки, доброжелательность и даже внешний вид (для некоторых профессий это довольно важно).

С другой стороны, иногда для проверки знаний работника эффективнее применить письменное тестирование. Оно подходит для ситуаций, когда необходимо установить точные знания сотрудника по большому количеству тем, а его коммуникативные данные и риторические умения не играют большой роли в работе.

Самый точный результат даст комбинированная проверка, при которой точные знания работника проверит письменный тест, а сообразительность и коммуникативность — собеседование. В любом случае, руководителю необходимо внимательно подойти к выбору формы проверки, чтобы провести её максимально эффективно и в предельно короткие сроки.

Руководителю необходимо внимательно подойти к выбору формы проверки

Из каких этапов состоит аттестации

Это весьма несложное в организации мероприятие, которое состоит из трёх очевидных этапов:

  1. Подготовка и оповещение сотрудников. На данном этапе руководитель назначает время аттестации, выбирает форму проведения проверки и оповещает сотрудников. Необходимо тщательно обдумать, какая форма проведения этого мероприятия будет наиболее эффективной, подготовить вопросы и печатные материалы (если необходимо) и раздать работникам методические рекомендации и список материалов для изучения. На этом же этапе разрабатывается система оценки, то есть определяются критерии, в соответствии с которыми сотрудник будет считаться прошедшим или не прошедшим аттестацию. В случае с тестированием, это порог количестве правильных ответов (обычно от 70%). В случае с коллективным собеседованием лучше не полагаться на спектр частных мнений, а подготовить специальную таблицу с перечнем качеств работника (например, «знание ПК», «знание внутреннего регламента», «скорость принятия решений») и системой баллов за каждое из них. На основе такого рейтинга получится подвести итоги собеседования более объективно.
  2. Проведение аттестации. Обычно проходит в рабочее время и не должно занять больше двух часов, включая ожидание. Если аттестуемых слишком много, лучше разделить их на группы и принять в разные дни. В таком случае, задания и вопросы к разным группам должны незначительно отличаться (чтобы избежать «утечки» правильных ответов).
  3. Подведение итогов. На этом этапе проводится проверка работ, изучение рейтингов и составление отчётов. Определяется перечень прошедших и непрошедших аттестацию работников. Принимаются новые кадровые решения, в том числе о поощрении сотрудников, а также планирование переподготовки и повышения квалификации.

Адаптирийте любые методики под нужды собственной компании, а не копируйте их вслепую

Современные подходы к аттестации

Некоторые рекомендации современных и продвинутых кадровых работников могут помочь проводить аттестацию более эффективно. Например, американский предприниматель Джек Уэлч разработал довольно простую, а поэтому эффективную и легко используемую на практике систему классификации персонала. В основе методике — три класса, по которым распределяются работники в зависимости от профессиональных качеств.

«Класс А» — это наиболее продвинутые сотрудники, энергичные и производительные. Это движущая сила компании. Такие люди легко учатся новому, генерируют идеи для развития и оптимизации. Их нужно поощрять и своевременно продвигать по карьерной лестнице, иначе, потеряв мотивацию к работе, они предпочтут сменить компанию.

«Класс В» — так называемые «средние» работники, стабильно и хорошо работающие, но не способные к креативным решениям. Их можно назвать «сердцем компании», так как для успешной работы компании большинство сотрудников как раз должны относиться к этому классу.

«Класс С» — сотрудники, плохо справляющиеся со своими обяЕсть масса способов провести аттестацию в короткие сроки, творчески и эффективно.занностями, не имеющие мотивации к работе и не желающие приносить ползу компании. Нужно либо мотивировать таких людей на более качественную работу, либо прощаться с ними.

Это не далеко не единственный подход к подведению итогов аттестации, при желании руководитель или ответственный за аттестацию специалист, могут найти множество методик, как отечественных, так и зарубежных. Главное, это адаптировать любые методики под нужды собственной компании, а не копировать их вслепую.

Заключение

Аттестация — это эффективный способ оценить профессионализм работников и продумать кадровые перемены. Современные условия рыночной экономики не позволяют компаниям подходить к этому мероприятию формально, так как от верной оценки кадрового потенциала собственных сотрудников во многом зависит весь успех компании.

Есть масса способов провести аттестацию в короткие сроки, творчески и эффективно. Чтобы найти их, нужно изучить опыт российских и зарубежных коллег в соответствующей литературе и в сети. Важно не только провести проверку персонала, но и сделать из неё соответствующие выводы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте далее:

Виды и цели аттестации персонала в организации

Пример графика работы персонала

Расчет коэффициента текучести кадров

Пример организационного плана в бизнес-плане

Рекрутинг – что это такое простыми словами

Найдено 19 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

—> АТТЕСТАЦИЯ комплексная оценка деятельности организации, человека на предмет соответствия установленным нормативам и требованиям.

Источник: Термины рыночной экономики

—> АТТЕСТАЦИЯ Оценка соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта.  

Источник: Система менеджмента качества ТГУ

—> Аттестация

Источник: Управление персоналом. Глоссарий

—>Аттестация 

Источник: Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие

—>АТТЕСТАЦИЯ1) установление соответствия квалификации работника занимаемой им должности, категории по оплате труда или месту, на которое он претендует; 2) характеристика, заключение об уровне знания, деловых качествах человека.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

—>АТТЕСТАЦИЯ (attestation)

Источник: Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

—>АТТЕСТАЦИЯ

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

—>Аттестациякомплексная оценка деятельности организации на предмет ее соответствия установленным нормативам и требованиям. Определение квалификации работников, качества продукции; проверка на соответствие нормативным параметрам рабочих мест; отзыв, характеристика.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

—>Аттестация

Источник: Бизнес-словарь

—>Аттестация

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

—>АТТЕСТАЦИЯпроверка квалификации аудиторов на предмет ее достаточности для подписания аудиторского заключения и выдача по результатам проверки аттестатов установленного образца. Обычно проводится в форме профессиональных экзаменов с последующим обязательным повышением квалификации.

Источник: Аудиторский словарь.

—>АТТЕСТАЦИЯ

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

—>Аттестация1) определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося, качества продукции, рабочих мест, уровня деятельности учреждения; 2) отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица; характеристика. В экономической сфере нередко используют аттестации промышленной продукции, рабочих мест и т. п.

Источник: Экономический словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки.

—>Аттестациялат. attestatio свидетельство), 1) определение квалификации, уров-ня знаний работника или учащегося. В ряде организаций аттестация является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т. п.; 2) отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица, его поведения и т. п.; характеристика.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

—>АТТЕСТАЦИЯ

Источник: Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности

—>АТТЕСТАЦИЯспособ определения уровня знаний, квалификации работника или учащегося. Является обязательным условием для присвоения работнику ученого звания, ранга, квалификационного разряда. В последнее время применяется при выдаче лицензий высшим и средним специальным учебным заведениям на право вести подготовку и переподготовку кадров. Условия, порядок и сроки аттестации определяются нормативными актами.

Источник: Экономический словарь

—>АТТЕСТАЦИЯ1) аттестация работников — определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; фирмы, предприятия, учреждения периодически проводят аттестацию своих сотрудников; 2) аттестация продукции товаров — установление и документальное подтверждение качества, удостоверяемое сертификатом.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

—>Аттестацияпроцедура определения квалификации работника, уровня его подготовки, наличия умений и навыков, позволяющих выполнять соответствующие производственные функции. В основу аттестации положены нормативы характеристик, отзывов, результатов практических заданий и т.д., содержащиеся в документах, относящихся к сфере трудового права, а также анализ дополнительной информации, имеющей отношение к данному предмету. По итогам аттестации, которую проводит специально созданная аттестационная комиссия, принимается решение о присвоении работнику того или иного квалификационного разряда.

Источник: Менеджмент в туристском бизнесе. Глоссарий.

—>АТТЕСТАЦИЯопределение уровня квалификации работника или учащегося, качества продукции, состояния рабочих мест; отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица. В ряде ведомств и организаций А. является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т.п. Может включать основные этапы: извещение об А., которое должно дать возможность аттестуемому подготовиться к ней и присутствовать; сама процедура А. — должна обеспечить объективность решения об изменении (сохранении)социального положения аттестуемого в соответствии с его профессиональной подготовкой, чертами личности и готовностью к выполнению той или иной должности (работы); характеристик а (чаще письменная) — должна характеризовать (фиксировать) наиболее важные сильные и слабые стороны аттестуемого; решение комиссии о признании соответствия (несоответствия) должности, включении в резерв на выдвижение, направлении на учебу и т.п., т.е. определяется последующая судьба аттестуемого. Аттестовать можно человека, подразделение предприятия, производственный процесс, рабочее место, продукцию любой социальный процесс (объект). Ее результат всегда субъективен, несет на себе отпечаток той личности, кто аттестует и это в определенной мере закономерно, либо в противном случае это было бы просто установление и документальное подтверждение качества продукции. По ее результатам, выполненной уполномоченными компетентными организациями, выдается определенный сертификат.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

Показать еще…

Независимо от того, кем Вы являетесь на текущий момент: учащимся или уже дипломированным и практикующим специалистом, учиться и проходить различные проверки придется каждому. В первом случае аттестация позволит определить качество знаний и навыков студентов, а во втором – оценить соответствие требованиям работодателя и текущей ситуации (достаточно ли теоретического багажа и навыков или необходимо дополнительно обучиться, пройти специальные курсы).

Аттестация учащихся и работников – один из важнейших этапов, предполагающий проверку их подготовки сегодня мы расскажем об особенностях аттестации студентов и уже дипломированных специалистов.

В процессе профессионального становления учащиеся СУЗов и ВУЗов посещают различные занятия: лекции, семинары, практикумы. В повседневной жизни они изучают новый материал, тренируются над его закреплением и освоением соответствующих навыков, но в определенный момент настает так называемая аттестация, предполагающая проверку качества знаний и степени усвоения пройденного курса.

Аттестация у студентов может проходить в разных формах:

  • Промежуточная, предполагающая проведение в течение семестра контрольных и проверочных, лабораторных работ, а также зачетов и сессий;
  • Итоговая, подразумевающая сдачу государственных экзаменов и защиту дипломной работы.

Независимо от того, какой вид аттестации настиг студента, важно по максимуму выложиться и продемонстрировать все полученные им знания и навыки.

Для чего нужно проводить аттестацию на разных этапах?

О подготовке и определенных профессиональных качествах учащегося педагог судит не только во время промежуточной или итоговой аттестации. Преподаватель наблюдает за каждым студентом на протяжении всего учебного процесса, отмечая его активность/пассивность, заинтересованность и погруженность в предмет, понимание пройденного материала (на лекции и практикуме) и пр. На протяжении семестра учащийся формирует свою «репутацию» в глазах педагога, а во время непосредственной аттестации должен продемонстрировать все, чему он научился.

Притом важно, чтобы студент самостоятельно продемонстрировал глубину своих знаний и навыков, самостоятельно ответил на вопросы, решил задачи, справился с заданием. Преподаватель, если убежден, что студент не может ответить из-за волнения, поможет ему с помощью наводящих или дополнительных вопросов выйти на «заслуженный уровень» (отметку).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

В зависимости от того, в какой форме проходит проверка знаний, можно выделить следующие разновидности аттестации:

  • Письменная.

Она предполагает выполнение небольшой проверки (тестирования, развернутый ответ и т.п.) учащихся. Студенты должны в течение определенного времени предоставить письменный ответ на поставленный перед ними вопрос. Подобная проверка чаще всего проходит во время пары (семинарского занятия) после прохождения модуля или объемной темы.

  • Устная.

Данная проверка знаний проходит практически повсеместно. На лекции преподаватель может задавать вопросы по предыдущим темам, а на семинарском занятии опрашивать в целях проверки домашнего задания, как студенты разобрались в теме или конкретном вопросе, получили ли они должные представления и навыки.

Варианты проведения аттестации
  • Зачеты и сессия.

Зачеты и экзамены по итогам семестра – самая страшная пора для всех студентов. Именно на данном этапе решается их судьба: смогут ли они перейти на следующий курс в полном составе? Здесь действуют обе вышеуказанные формы аттестации. Преподаватель может проводить зачет по билетам или в виде коллоквиума, оценивая каждого студента. Экзамен же предполагает ответ на билет и решение практического задания (если предмет носит прикладной характер).

Зачетные и экзаменационные вопросы учащиеся получают заранее. При полноценном посещении всех занятий студенты очного отделения имеют на руках более 70% ответов на билеты. Им остается лишь повторить пройденный курс, освоить вопросы для самостоятельного изучения.

На зачете выносится вердикт «зачтено/не зачтено», на экзамене студент получает определенную оценку своим знаниями по 5-балльной шкале.

  • ГОСы и защита ВКР.

Это финальный и самый ответственный рубеж, от которого зависит присвоение квалификации и получение диплома об образовании, подтверждающего уровень профессионализма и компетентности выпускника.

ГОСы могут проходить в устной или письменной форме. Вопросы (около 200) к данному рубежу выпускники получают за 1,5-2 месяца.

Защита ВКР проходит в определенном порядке: готовый и допущенный к защите проект сдается на кафедру, в назначенный день и время выпускники являются в ВУЗ, выступают перед аттестационной комиссией, отвечают на их вопросы. «Пытка» длится около 10-15 минут. По окончании данного мероприятия им объявляют результаты. Во время защиты ВКР экзаменаторы оценивают не только непосредственно выступление выпускника, но и уровень его знаний, навыки, ораторские способности, умение отстаивать свою позицию, качество материала ВКР, оформление и пр.

О проведении любой аттестации (независимо от формы и вида) студентов оповещают заранее.

Результаты аттестации влияют на дальнейшую судьбу учащихся: они могут быть отчислены за прогулы и неуспеваемость, неявку на зачет или экзамен по неуважительной причине, наличие неликвидированной в установленные сроки академической задолженности. Также аттестация может сказаться на выплатах, причитающихся студентам: при ухудшении успеваемости учащийся может полностью либо частично (снижен размер) лишиться стипендии.

Все работники образовательной деятельности обязаны раз в несколько лет проходить курсы по повышению квалификации или аттестации. Данная мера очень актуальна: ежедневно в мире происходят новые открытия, свершения, внедрение новых методик и способов преподавания, повышения качества образования и пр. Педагог должен учитывать современные требования, использовать новейшие методики обучения с целью повышения интереса у учащихся.

Особенности аттестации педагогов

Работа педагога непростая. Она предполагает не только ведение определенной документации, но и прямой контакт с детьми и их родителями. От профессиональных знаний, навыков и качеств учителя зависит будущее поколений: чему он сможет их обучить, качество подготовки, возможности и перспективы индивида и пр. Поэтому деятельность педагога подергается «периодической оценке» в форме аттестации.

Аттестация работников педагогической отрасли позволяет решить следующие задачи:

  • Определить уровень и качество профессиональной подготовки: методы преподавания, умение наладить контакт с аудиторией и пр.;
  • Оценить качество работы: проведение «открытых» занятий, анализ успеваемости учащихся, отношения педагога и детей и пр.

Проверка уровня подготовки и оценка эффективности работы педагога проводится в разных целях:

  • Для подтверждения соответствия занимаемой должности. Этот вид аттестации обязателен для каждого педагога раз в пять лет. Здесь формируется специальная комиссия, которая буде присутствовать на занятиях, оценивать письменные работы учащихся, документацию педагога (план-конспекты и пр.).
  • Для присвоения определенной квалификации. Существует 2 квалификации первая и высшая. Эта разновидность аттестации проводится исключительно на добровольной основе.
Как может проходить аттестация у педагогического состава?

Прохождение аттестации непосредственно сказывается на работе педагога. Успешное преодоление проверок положительно сказывается на оплате труда: чем выше квалификация, тем выше зарплата. Более того, аттестация позволяет определить профессионализм и достаточность знаний и навыков преподавателя, его соответствие актуальным требованиям и реальности. Педагог, не прошедший аттестацию, не может работать в образовательном заведении.

Аттестация педагогов проводится в определенные сроки. К этому времени преподаватель должен подготовить нужные материалы, спланировать занятия, подготовить учащихся к проверочным работам и пр.

Важно отметить, что аттестация может проходить в любой организации. Работодатель может инициировать проверку работников с целью определения необходимости отправления их на дополнительное обучение (переаттестации, переквалификации и пр.) для повышения эффективности использования ресурсов и производительности труда.

Таким образом, аттестация призвана установить соответствие знаний и навыков реалиям, готовность специалистов к практике и трудовой деятельности, оценить качество образования и необходимость его совершенствования, способы оптимизации образовательного процесса. Оценке подвергается не только учебная деятельность студентов, но и профессионализм педагогов, так как о них зависит: чему обучатся подопечные, какие знания и навыки они обретут.

Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в преодолении аттестации студентам и преподавателям. Наши высококвалифицированные специалисты выполнят любое задание: о выполнения письменных проектов до планирования занятий, формирования соответствующих отчетов. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход, соблюдение намеченных сроков исполнения заказа. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

специалист по трудовым отношениям, экономист 20 января 2021

Аттестация персонала — это процедура, позволяющая работодателю оценить компетентность работников и их профессиональный уровень. В 2021 году существует определенный порядок проведения такой проверки сотрудников.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ Содержание <!DOCTYPE html PUBLIC «-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN» «http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd»>

Для специалистов некоторых направлений обязательна аттестация деятельности профессионалов СПО с последующей выдачей сертификатов со стандартами Союза профессиональных организаций. Рассмотрим подробнее законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

Единого закона, которым регулируется проведение аттестации, нет. При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. К примеру, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности в области культуры регулируется отраслевым документом — письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Для руководителей ФГУП предусмотрены другие нормы: аттестация проводится по постановлению правительства РФ № 234 от 16.03.2000.

В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

  • педагогические работники (ст. 49 273-ФЗ от 29.12.2012);
  • государственные и муниципальные служащие (ст. 33 342-ФЗ от 30.11.2011, ст. 33 141-ФЗ от 23.05.2016, ст. 48 79-ФЗ от 27.07.2004, ст. 18 25-ФЗ от 02.03.2007).

К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.

Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:

  • предъявляемые требования к сотрудникам;
  • категории работников, подлежащих проверке;
  • сроки и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов контроля.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.

При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как уволить работника в связи с несоответствием занимаемой должности (выполняемой работе). Используйте эти инструкции бесплатно.

Для чтения получите доступ в КонсультантПлюс (бесплатно на 2 дня)

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. В пунктах 4 и 15 постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 (утратило силу, но для справки посмотреть можно) говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет — для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года.

Цель проведения аттестации

Работодатель преследует разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить служащего, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ, работодатель вправе уволить работника, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт устанавливает процедура определения соответствия работника требованиям занимаемой должности. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность служащего, работодатель использует их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка служит инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями.

ВАЖНО! Стоит помнить, что прежде чем уволить такого служащего, работодатель обязан предложить ему другую работу, требующую меньшей квалификации. Некоторые категории защищены действием статьи 261 ТК РФ. Это значит, что работодатель не вправе их уволить, даже если они продемонстрируют плохие результаты на испытании. Например, к ним относятся беременные женщины, матери-одиночки, матери детей в возрасте до трех лет и так далее.

Для служащих, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения проверки в независимом центре становится призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, в некоторых компаниях существуют свои, более жесткие, требования к квалификации.

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения сотрудника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Традиционная система аттестации

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.

Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:

  1. Разработать положение об аттестации.
  2. Подготовить график проверки.
  3. Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
  4. Сформировать обязательные документы.
  5. Проинформировать сотрудников.
  6. Провести экзамен.
  7. Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников

Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:

  1. Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.

После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

image

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников

Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.

Протокол аттестации работников

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».

Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.

image

Результаты аттестации

Работнику, прошедшему проверку, выдают аттестационный лист — итоговый документ контроля. Он не унифицирован, поэтому составляется в свободной форме. В документе необходимо указать:

  • дату проведения оценки;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время проверки;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в результирующем листе.

image Правовые документы Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого оставьте комментарий под статьей. Мы его прочитаем, исправим ошибку и расскажем о результате.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий